ОСОБНЯК ПОД ЛИПАМИ

 

СВЕТЛАНА ИГНАТЕНКО, ИСКУССТВОВЕД

 

28-02-2010|Рампа (Журнал, Уфа)

 

5 января исполнилось 90 лет со дня открытия одного из старейших музеев России - Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. В декабрьском номере «Рампы» мы сообщили, что в течение всего юбилейного года будем знакомить читателей с историей и составом основных музейных коллекций. Но сначала хотелось бы поговорить об истории создания музея и о том архитектурном памятнике, в котором музей размещается с самого момента своего возникновения.

Основание музея и начало его собрания связаны с именем выдающего русского художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 экспоната - произведения великих русских художников от И. Е. Репина до А. Н. Бенуа и Н. К. Рериха и 30 собственных работ. В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.

Нестеров предполагал разместить свою коллекцию в строящемся Аксаковском Народном доме,1 но строительство затянулось, а другого свободного помещения тогда не нашлось, и коллекция продолжала оставаться в Москве. Лишь в октябре 1919 году её привозит в Уфу земляк М. В. Нестерова, известный московский архитектор И. Е. Бондаренко,2 ставший впоследствии первым директором музея. В ходе поисков подходящего для музея помещения Бондаренко остановился на бывшем особняке купца-лесопромышленника М. А. Лаптева3 - одном из красивейших архитектурных сооружений Уфы, расположенном на улице Гоголевской ( ныне - улица Гоголя, 27). По стечению обстоятельств (или это провидение судьбы?) особняк Лаптева был построен в 1913 году, то есть в том же году, когда Нестеров подарил Уфе свою коллекцию. Об этом особняке нужно сказать особо: он - не только одно из главных украшений Уфы, но в первую очередь - уникальный образец стиля «модерн».4Торжественные плоскости высоких окон, фризовый пояс по всему периметру экстерьера, «чешуйчатая» крыша с оригинальными «корабликообразными» навершиями, изысканные плафоны потолков, декорированные разнообразными мотивами геометрического и растительного орнаментов (в том числе античными иониками, меандром, пальметтами, листьями аканта и розетками), лёгкие, почти воздушные пилястры с каннелюрами и изящные полуколонки со сложными капителями, наконец, горельеф в виде двух амурчиков-путти, венчающий дверной пролёт между вторым и шестым залами… Лаптевский особняк был построен по проекту известного самарского архитектора А. А. Щербачёва,5 а его строителями стали студенты Петербургского училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (того училища, которое через год окончит первый профессиональный художник-башкир Касим Салиаскарович Девлеткильдеев).

23 октября 1919 года было издано специальное постановление Уфимского Губревкома, по которому особняк М. А. Лаптева был передан Уфимскому художественному Пролетарскому музею имени Октябрьской революции. В новоиспечённом музее сразу же началась работа над экспозициями, в результате чего в день публичного открытия музея 5 января 1920 года его посетители смогли увидеть три экспозиционных зала. В первом экспонировались произведения М. В. Нестерова и его дар, во втором - «русская старина», в третьем - произведения художников-уфимцев и живопись Д. Д. Бур люка.6

Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов. В 1920 -1930-е годы музей активно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. Так сформировалось ядро коллекции древнерусской живописи, а также коллекции русского и зарубежного искусства. В эти же годы по инициативе директора музея Ю. Ю. Блюменталя и известных башкирских художников К. С. Девлеткильдеева и В. С. Сыромятникова началось формирование коллекции башкирского традиционного искусства: в результате предпринятых ими экспедиций в самые отдалённые районы республики в музей поступили уникальные образы ткачества, резьбы по дереву, ювелирного искусства башкир XVIII - начала XX века. Эта поисковая работа была продолжена экспедициями 1960-х - 1970-х годов. В 1920- е - 1930-е годы начала складываться и коллекция профессионального изобразительного искусства Башкортостана, являющаяся сегодня одной из самых крупных и наиболее полных с точки зрения ретроспективы. С 1950-х годов формируется коллекция советского изобразительного искусства: основными источниками поступлений здесь стали тогдашние министерства культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР.

Но приоритетным направлением в собирательской деятельности музея и сегодня остаётся коллекция произведений М. В. Нестерова. О её истории и своеобразии речь пойдёт в следующей статье. А сейчас - поспешите в музей. Откройте лаптевскую калитку, посмотрите на вековые лаптевские липы и ещё раз пройдитесь по залам музея. Вас ждёт модерн и выдающиеся произведения отечественного искусства, начиная с XVI века.

 

1Ныне - Башкирский государственный театр оперы и балета. 

2Бондаренко Илья Евграфович (1890, Уфа - 1947, Москва) - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, автор книг по архитектуре и архитектурных проектов, реализованных в различных городах, в том числе в Москве. В 1919- 1922 - директор Уфимского художественного музея.

3Лаптев Михаил Артемьевич (1845-1919 ?) - в 1919 арестован и расстрелян, в 1993 реабилитирован.

4Модерн (франц. moderne - новейший, современный ) - одно из названий стиля в европейском и американском искусстве кон. ХГХ - нач. XX в. (до 1910). В противовес эклектизму ХГХ в. с его программным цитированием отдельных элементов различных национальных стилей, модерн культивировал стилевое единство во имя создания совершенного и высоко эстетичного образа. Одними из выразительных средств модерна стали разнообразные орнаментальные формы, в основном «текучие», переплетающиеся, и отсутствие в интерьере прямых углов. В особняке Лаптева прямые углы отсутствуют только в одном зале (зале № б), другие залы отличаются геометрической чёткостью углов. Поэтому лаптевский особняк представляет собой образец позднего модерна, характеризующегося большей простотой и рационализмом, граничащим с конструктивизмом.

5Щербачёв Александр Александрович (1858, Москва - 1912, Самара ) - родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств. С 1886 - городской архитектор Самары, автор более 30 сооружений: деловых и промышленных зданий и особняков самарской знати.

6Сорокина В.М. Башкирский государственный художественный музей им. M. В. Нестерова. История создания и коллекции // Сообщения Башкирского государственного художественного музея имени M.B. Нестерова: Юбилейное издание / Отв. сост. и науч. ред. С.В.Евсеева [С. В. Игнатенко ]. - Уфа: Автор, 2001 . - С. 5.

Контакт

Памятник М. Нестерову на территории музея. Проект    Ф. Нуриахметова и В. Лобанова.
Памятник М. Нестерову на территории музея. Проект Ф. Нуриахметова и В. Лобанова.