История, коллекции

Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова – один из старейших музеев России.

Основан Постановлением Уфимского Губернского ревкома 5 ноября (23 октября по с.с.) 1919 года. Открыт 5 января 1920 года как Уфимский художественный Пролетарский музей им. Октябрьской революции. С 1929 – Башкирский государственный художественный музей, в 1954 году присвоено имя М.В. Нестерова.

Расположен в бывшем особняке купца-лесопромышленника М.А. Лаптева (1845–1919), построенном в 1913 году по проекту А.А. Щербачёва (1858–1912) в стиле «модерн». Вместе с территорией бывшего сада представляет собой образец русской усадьбы начала ХХ в. 

Основание музея и начало его собрания связаны с именем выдающего художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 экспоната, в том числе произведения И.Е. Репина, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, А.Е. Архипова, Н.К. Рериха и многих других известных художников. В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.

Особую ценность нестеровского дара составили 30 работ самого дарителя (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В результате собирательской деятельности музея, в том числе последующих даров художника и членов его семьи, коллекция произведений М.В. Нестерова в настоящее время насчитывает 109 экспонатов. Её хронологические рамки в основном – 1878–1919 годы, то есть время формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в очищении и возрождении человеческой души в условиях её гармонизации с природой для обретения человеком веры и любви к Богу.

Уникальна и коллекция живописи Д. Д. Бурлюка (1882–1967): 37 произведений (портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции), датированные 1915–1918 годами – временем пребывания художника в Башкирии. Основными источниками поступления его произведений в музей стали Уфимская художественная студия и д. Буздяк Белебеевского кантона БАССР. По количественному составу и качественному уровню это самая крупная в России музейная коллекция произведений «отца российского футуризма».

В 1920–1930-е годы музей интенсивно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. В эти годы в музей поступили произведения К.А. Коровина, П.В. Кузнецова, Л.В. Туржанского, И.Н. Крамского, В.Г. Перова, М.А. Врубеля, В.А. Серова, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой и др. Другими источниками поступлений стали Уфимский Горхоз, Соцобес, Аксаковская библиотека и частные лица. В формировании музейного собрания велика роль М.В. Нестерова: благодаря его стараниям в 1929 году ГРМ передал БГХМ ряд выдающихся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И.К.Айвазовского, «Всадник-башкир» А.О. Орловского, «После ливня» И.П. Стефановского, а также работы Н.Н. Ге, А.А. Харламова, Н.К. Рериха. В результате были в основном сформированы коллекции древнерусского, русского и зарубежного искусства. В эти же годы в результате экспедиций в самые отдалённые районы Башкирии, организованных музеем, начала формироваться коллекция башкирского традиционного искусства – уникальные образцы ткачества, вышивки, резьбы по дереву, ювелирного искусства и костюма башкир ХVIII – начала ХХ в. Экспедиции 1960–1970-х годов значительно пополнили эту коллекцию. В 1920–1930-е годы начала складываться и коллекция профессионального изобразительного искусства РБ, являющаяся сегодня одной из самых крупных и наиболее полных с точки зрения ретроспективы. С 1950-х годов формируется коллекция советского изобразительного искусства: основными источниками поступлений здесь стали Министерство культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР, а с 1980-х годов – выставки (всероссийские, международные и т.д.). В результате активной собирательской деятельности музея за его 90-летнюю историю были сформированы все основные коллекции музея: «Древнерусское искусство ХII–ХIХ веков», «Русское искусство ХVIII – начала ХХ века», «Западноевропейское искусство ХV–ХIХ веков», «Советское искусство», «Башкирское традиционное искусство» и «Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан». Общая численность музейного собрания на сегодняшний день – более 11 тысяч экспонатов.

Коллекция древнерусского искусства включает в себя уникальные памятники Московской и Новгородской иконописных школ кон. ХV–ХVII вв., так наз. северных писем ХVI в., палехского письма кон. ХVIII в., церковной меднолитой пластики ХII–ХIХ вв. и церковного серебра ХVIII–ХIХ вв. 

Коллекция русского искусства ХVIII – нач. ХХ в. состоит из ряда коллекций, каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологического периода. Так, коллекция русской живописи ХVIII в. представлена парадным портретом, в основном неизвестных художников круга Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и И.-Б. Лампи, коллекция русского искусства первой пол. – сер. ХIХ в. – пейзажами П.В. Басина, С.Ф. Щедрина, Л.Ф. Лагорио, П.П. Джогина, И.К. Айвазовского, портретами О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, рисунками К.П. Брюллова, акварелями А.О. Орловского, произведениями скульптуры и фарфора. В основе коллекции русского искусства второй пол. ХIХ в. – дар М.В. Нестерова и поступления 1920–1930-х годов: произведения Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Г.М. Хруслова, А.К. Саврасова, И.П. Стефановского, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Е. Маковского, В.В. Верещагина, Ф.А. Рубо, С.В. Иванова, С.А. Виноградова, П.П. Похитонова, И.С. Остроухова, Н.А. Касаткина и др. Коллекция русского искусства кон. ХIХ – нач. ХХ в. включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза»: живопись и графика А.Н. Бенуа, Л.О. Пастернака, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря, В.А. Серова, К.А Коровина, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, Н.И. Фешина, П.П. Кончаловского, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, П.В. Кузнецова и др., а также живопись Д.Д. Бурлюка, произведения скульптуры и ДПИ. 

В коллекции западноевропейского искусства ХV–ХIХ вв. – живопись Ф. Ваувермана, Дж.-П. Паннини, Д. Каналетто, Н. Пуссена, Ф. Жерара, Ж. Верне, Н. Ланкре, Л. Бакхейзена, А. Сторка, А. Бегейна, и др., собрание гравюры ХV–ХIХ вв., представляющее известные школы гравюры в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, произведения скульптуры ХVIII–ХIХ вв. датских, итальянских и французских художников и фарфор (саксонский, севрский, мейсенский, веджвудский).

 

Виды деятельности

Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова – уникальный социальный и культурологический объект, синтезирующий в себе разнообразные виды деятельности: формирование музейных коллекций, их хранение и реставрация, научные публикации, экскурсии, лекции, конференции, экспозиции и выставки, участие в крупнейших выставочных проектах в России и за рубежом. В анналах музея – всероссийские выставки произведений М.В. Нестерова и Д.Д. Бурлюка, выставки «Русский, советский натюрморт в собрании Киевского музея русского искусства», «Графика и скульптура Михаила Шемякина», «Николай Рерих. Гималаи», «Авторское венецианское стекло Рино Росси и Урбан Габриэле» (Италия), «Современные художники тюркоязычных стран» (Турция), «Графика Эрнесто Треккани» (Италия), «Живопись Чи Хэнь Фэй» (Китай), «Текстиль и акварель Марии Краснореповой-Хасцлер» (Германия), «Шедевры Сальвадора Дали», «Географическое открытие Башкирии» и «Золотые олени Евразии» из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), «Архип Куинджи. Живопись» их собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), «Оригинальная графика ХIХ – начала ХХ века из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова» в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в Московской специализированной школе акварели С. Андрияки, «Произведения М.В. Нестерова, Д.Д. Бурлюка, К.С. Девлеткильдеева и А.Э. Тюлькина» в Государственной Третьяковской галерее в Москве в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России».

Научные сотрудники музея – участники международных, всероссийских, региональных, республиканских научно-практических конференций, проводимых в разные годы в Москве, Ленинграде, Саратове, Перми, Челябинске, Екатеринбурге, Казани, Тюмени, Серпухове, Дмитрове, Таганроге, Уфе. А также авторы многочисленных каталогов, альбомов-каталогов, научных и просветительских статей.

Контакт

Памятник М. Нестерову на территории музея. Проект    Ф. Нуриахметова и В. Лобанова.
Памятник М. Нестерову на территории музея. Проект Ф. Нуриахметова и В. Лобанова.